ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
×
Версия для слабовидящих

НОВОСТИ

К-3 «Ленинский комсомол» сыграла огромную роль в мировой истории: ее появление стало фактором того, что за почти 50 лет «холодная война» не превратилась в глобальный вооруженный конфликт. Эта лодка – памятник отечественной науки и инженерии. Две первые атомные подводные лодки были построены в США, однако К-3 стала первым кораблем, в полной мере конструктивно приспособленным для извлечения всех преимуществ атомного двигателя.     
   В 2023 году в Кронштадте будет открыт Музей военно-морской славы, центральным экспонатом которого станет первая советская атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол». Она находилась на Кронштадтском морском заводе, где проходила ее реставрация и подготовка к перемещению в музей.   
   Перемещение К-3 «Ленинский комсомол» в здание Музея военно-морской славы – это фактически «мегапереезд» – уникальная инженерно-логистическая операция, которая показывает высокий уровень развития технологий в России и широкие возможности собственной промышленности и транспортной системы.Это мероприятие, достойное книги рекордов Гиннеса. Никогда ранее такое большое судно сухим путем не перевозилось (общая длина более 107 м, полное водоизмещение порядка 4750 тонн, масса — 2558 тонн).

2 сентября. Очень ответственный день: в Выборгском заливе АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» завели на погружную баржу «Атлант». На ней легендарная подводная лодка проделает оставшуюся часть морского пути. В ближайшие часы завершится всплытие «Атланта» и очередной этап уникальной логистической операции будет завершён. Ювелирная работа по погрузке К-3 – дело рук почти 40 профессионалов высочайшего уровня – инженеров, водолазов и докмейстеров и других специалистов. Максимальная погрешность, которую можно было допустить при установке подводной лодки на борту «Атланта», составляет всего 150 миллиметров. Следующий этап – возвращение К-3 в Кронштадт.

      

 

4 сентября. Легендарная К-3 «Ленинский комсомол» – на обратном пути в Кронштадт. Возвращению предшествовала сложнейшая операция по заведению лодки на крупнейшую в стране погружную баржу «Атлант».
   Операция более двух суток проходила в акватории Выборгского залива. Четыре десятка водолазов, докмейстеров и других высококлассных специалистов проделали большую работу, требовавшую ювелирной точности.
   Максимальный допуск в установке лодки на опорные клетки в продольном направлении составлял 150 мм, в поперечном – 20 мм. Фактически получилось ещё точнее – до 25 мм и 10 мм соответственно. И это для подводной лодки длиной 107 метров и массой 2,5 тысячи тонн.
  Вот-вот К-3 прибудет в грузовой терминал «Моби-Дик». Там она будет выгружена на берег и начнется сухопутная часть операции по транспортировке лодки в Музей военно-морской славы кластера «Остров фортов».

   

 

6 сентября. 64 года морских путешествий позади. Первая советская атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт на борту погружной баржи «Атлант». Теперь легенду отечественного флота ждёт новая жизнь на суше и большое будущее. К-3 станет главным экспонатом Музея военно-морской славы в кластере «Остров фортов». Для этого лодке еще предстоит проделать путь через улицы Кронштадта и встать на опорную плиту в здании музейного комплекса. Сейчас К-3 прямо на борту «Атланта» делят на две части по отсеку донору, установленному вместо давно вырезанного по соображениям безопасности реакторному отсеку. Это нужно для выгрузки и транспортировки через город. Обе части соединят уже на месте, в Музее, и восстановят легкий корпус. К-3 обретет первозданный облик и будет готова к размещению экспозиции.

      

 

10 сентября. Свершилось! Первую советскую атомную подводную лодку К-3 «Ленинский комсомол» выгрузили с баржи «Атлант» в портовом терминале «Моби Дик». Морская часть беспрецедентной инженерно-логистической операции блестяще завершена.
   Еще на борту баржи специалисты аккуратно разделили носовую и кормовую части с помощью алмазного каната. Без этого мероприятия выгрузка 107-метрового корабля весом 2,5 тыс. тонн была бы невозможна. На причал К-3 вывезли с помощью самоходного модульного транспортера по специально собранному пандусу. Когда обе части подводной лодки оказались на суше, команда «Атланта» дала гудок, символически попрощавшись с подводной лодкой, а оператор самоходного погрузчика с ювелирной точностью соединил оба сегмента АПЛ.
   Легенде отечественного флота осталось пройти 4,5 км пути по суше до здания Музея военно-морской славы в кластере «Остров фортов», где она станет главным экспонатом. Операция будет непростой. Она смело может претендовать на место в книге рекордов Гиннеса. Такой большой корабль, даже разделенный на две части, еще никогда не путешествовал через улично-дорожную сеть города. Как только будет готова трасса, К-3 отправится в свой первый и последний сухопутный поход.

      

 

11 сентября. Началась сухопутная часть операции. Выгрузка первой советской атомной подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» с баржи «Атлант» на причал портового терминала «Моби Дик» была ювелирной и по-настоящему впечатляющей.

   

 

27 сентября. Продолжается уникальная операция по сухопутной перевозке легенды отечественного флота. 24 сентября 1955 года на заводе в Северодвинске была заложена первая советская атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол». В августе 1957 года корабль спустили на воду, а в декабре 1958 года он вступил в строй.
    30 лет К-3 верой и правдой служила Родине, пока в 1988 «возрастную» лодку не вывели из состава флота. После списания она порядка трех десятилетий находилась под угрозой утилизации. АПЛ была окончательно спасена от «распила» благодаря совместной инициативе проекта «Остров фортов», ВМФ России и «Объединенной судостроительной корпорации».
    По результатам сложной транспортной операции АПЛ доставили из Снежногорска, где она стояла в акватории завода «Нерпа», в Кронштадт на КМОЛЗ, где провели дефектацию и первичные восстановительные работы. Затем стартовал беспрецедентный инженерно-логистический проект по перемещению лодки в здание Музея военно-морской славы, где она станет центральным экспонатом. Лодка уже поднята из воды на причал и совсем скоро отправится по улицам Кронштадта в свой новый дом. 
    К-3 осталось пройти по суше всего 4,5 км. Но этот путь будет впечатляющим.

        

 

    Материал дополняется. Следим за новостями!

#кронштадт #островфортов #К3Ленинскийкомсомол