ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
×
Версия для слабовидящих

   Среди живописной коллекции музея есть значительное количество портретов. 30 из них представлены на выставке. Произведения этого жанра изобразительного искусства показывают конкретного человека, его индивидуальные черты, внутренний мир, передают социальный статус и принадлежность к эпохе. От художника зависит, на чём он сделает акцент. Так в 1920-е гг. был распространён портрет-тип. Примером служит «Портрет Марии» Василия Ивановича Ефремова (1894 – 1976), написанный в 1926 г. Мы ничего не знаем о биографии этой девушки, но в облике модели видим типические черты современников, выходцев из деревни, которые получили благодаря революции новые возможности, сохранив при этом лучшие черты простого русского человека – скромность, трудолюбие, тягу к знаниям.

    В небольших камерных портретах внимание художника сосредоточено на лице, глазах модели. С.П. Юрьев подошёл к портрету В.И. Ленина именно так, поэтому заказчики и не приняли такую трактовку образа вождя. Портрет написан в 1940 г. по прижизненным изображениям и воспоминаниям и относится к историческим или ретроспективным произведениям. «Портрет мальчика. Аркаша» (1937) и «Портрет девочки» (1946) отражают в образах юных персонажей довоенную и послевоенную эпохи. Притягивает своей глубиной портрет военного хирурга И.А. Николаева, написанный в 1942 г.

    Часто моделями портретов являются пожилые люди. В их облике привлекает спокойствие, приобретённая с годами мудрость. В парном портрете Д.Д. Жилинского «Геологи Е.А. Рейтлингер и А.И. Ефимов» персонажи углублены в себя, но ощущается общность, связывающая супругов, о чём свидетельствуют «говорящие» детали: геологическая карта, икона, фрагмент картины.

    На выставке экспонируются портреты, созданные в 1970-е гг. А.А. Тихоновым. Изображения ветерана войны О.А. Яхъяева и учёного Н.В. Лучника имеют черты парадного портрета – значительный размер, поколенная композиция, торжественность. Фон у них разный – нейтральный и с предметами обстановки кабинета и любимой собакой. Представлен этюд к портрету А.А. Тихонова, написанный его другом Ю.А. Епишиным, а рядом – «Автопортрет с мольбертом» самого Тихонова. Можно увидеть также автопортреты художников И.В. Дмитриева, Н.А. Анатольева, В.В. Акинфеева. Последний написал себя среди ландшафта в формате триптиха. Акинфеев является автором работы «В студии» с портретом Н.А. Ярославского. Это портреты-картины, где изображённая персона является частью сюжета или пейзажа.