Лидия Яковлевна Тимошенко (1903-1976 гг.) – до войны – петербуржская-ленинградская, а после войны и эвакуации – московская художница. Ученица Павла Мансурова. Яркий её взлёт в ранний ленинградский период тесно связан с участием в знаменитом обществе «Круг художников», или просто «Круг» (один из основателей общества – муж Давид Загоскин.) Также она обратила на себя внимание опытами в Ленинградской экспериментальной литографской мастерской. Её солнечная литография «Катюша» стала чем-то вроде негласного символа эпохи. После исканий и экспериментов двадцатых годов, в тридцатые, она выкристаллизовывает свой стиль и узнаваемую поэтичную манеру тонкослойного письма маслом (с преобладанием темы юности, детства), что, в результате, выливается в монументальные многофигурные росписи ленинградского Дворца пионеров в Аничковом дворце. Лидия Яковлевна становится универсальным мастером, которому подвластно многое. В 1938 году её новый союз с тогда уже известным графиком Евгением Кибриком открывает для обоих другую страницу творческой биографии. Война, арест мужа, эвакуация, маленькие дети – всё это не прерывает её труда. Но уходит чистый яркий цвет, поэзия сменяется более приземлённым, но и героическим реализмом. В этот период художница пишет свои программные картины, такие как «Кавалерист-девица Надежда Дурова» и «Зоя». После войны и освобождения мужа из заключения семья поселяется в Москве. Художница делает одну за другой замечательные книги как иллюстратор. Лидия Яковлевна замышляет исполнение своей мечты – иллюстрирование романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». С момента первоначального замысла до выхода в свет окончательного варианта иллюстрированной ею книги проходит двадцать лет. Художница приступает к работе со всем рвением и основательностью: она досконально изучает всё, относящееся к пушкинской эпохе. Даже придирчивые специалисты не смогли найти ошибок в первом варианте иллюстраций, созданных в технике монохромной живописи маслом. Лидия Яковлевна объясняет свой необычный выбор техники тем, что гризайль была в моде во времена Пушкина. Книга выходит в 1958 году. После смерти И. В. Сталина, на сломе эпох, Лидия Яковлевна Тимошенко неожиданно перечёркивает пройденное и принимает волевое решение сделать «Онегина» заново. Это будет предельно лаконичная двуцветная литография – рисующий чёрный и дополнительный цвет, создающий эмоциональную окраску. Мастер использует найденные им ранее беспроигрышные композиции, при этом отбрасывает всё лишнее, все мелочи и подробности, высвобождая из-под них воздушный пушкинский стих. Красивая и трудная жизнь женщины-художника, большие свершения, жемчужина которых – два варианта иллюстраций к роману Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Они-то и представлены на юбилейной выставке в нашем музее. К юбилейному году 225-летия со дня рождения А.С. Пушкина (в 2024 году) и к 120-летию со дня рождения самой художницы (в 2023 году) петербургское издательство «Речь» переиздало оба варианта иллюстраций «Евгения Онегина». Хочется верить, что иллюстрации Лидии Яковлевны Тимошенко дождались своего благодарного зрителя.