Среди живописной коллекции музея есть значительное количество портретов. 30 из них представлены на выставке. Произведения этого жанра изобразительного искусства показывают конкретного человека, его индивидуальные черты, внутренний мир, передают социальный статус и принадлежность к эпохе. От художника зависит, на чём он сделает акцент. Так в 1920-е гг. был распространён портрет-тип. Примером служит «Портрет Марии» Василия Ивановича Ефремова (1894 – 1976), написанный в 1926г. Мы ничего не знаем о биографии этой девушки, но в облике модели видим типические черты современников, выходцев из деревни, которые получили благодаря революции новые возможности, сохранив при этом лучшие черты простого русского человека – скромность, трудолюбие, тягу к знаниям. Лекционный зал. Вход свободный
В небольших камерных портретах внимание художника сосредоточено на лице, глазах модели. С.П. Юрьев подошёл к портрету В.И. Ленина именно так, поэтому заказчики и не приняли такую трактовку образа вождя. Портрет написан в 1940г. по прижизненным изображениям и воспоминаниям и относится к историческим или ретроспективным произведениям. «Портрет мальчика. Аркаша» (1937) и «Портрет девочки» (1946) отражают в образах юных персонажей довоенную и послевоенную эпохи. Притягивает своей глубиной портрет военного хирурга И.А. Николаева, написанный в 1942г.
Часто моделями портретов являются пожилые люди. В их облике привлекает спокойствие, приобретённая с годами мудрость. В парном портрете Д.Д. Жилинского «Геологи Е.А. Рейтлингер и А.И. Ефимов» персонажи углублены в себя, но ощущается общность, связывающая супругов, о чём свидетельствуют «говорящие» детали: геологическая карта, икона, фрагмент картины.
На выставке экспонируются портреты, созданные в 1970-е гг. А.А. Тихоновым. Изображения ветерана войны О. А. Яхъяева и учёного Н.В. Лучника имеют черты парадного портрета – значительный размер, поколенная композиция, торжественность. Фон у них разный – нейтральный и с предметами обстановки кабинета и любимой собакой.
Представлен этюд к портрету А.А. Тихонова, написанный его другом Ю.А. Епишиным, а рядом – «Автопортрет с мольбертом» самого Тихонова. Можно увидеть также автопортреты художников И.В. Дмитриева, Н.А. Анатольева, В.В. Акинфеева. Последний написал себя среди ландшафта в формате триптиха. Акинфеев является автором работы «В студии» с портретом Н.А. Ярославского. Это портреты-картины, где изображённая персона является частью сюжета или пейзажа.
q