Лидия Яковлевна Тимошенко (1903-1976 гг.) – до войны – петербуржская-ленинградская, а после войны и эвакуации – московская художница. Ученица Павла Мансурова. Яркий её взлёт в ранний ленинградский период тесно связан с участием в знаменитом обществе «Круг художников», или просто «Круг» (один из основателей общества – муж Давид Загоскин.) Также она обратила на себя внимание опытами в Ленинградской экспериментальной литографской мастерской. Её солнечная литография «Катюша» стала чем-то вроде негласного символа эпохи. К юбилейному году 225-летия со дня рождения А.С. Пушкина (в 2024 году) и к 120-летию со дня рождения самой художницы (в 2023 году) петербургское издательство «Речь» переиздало оба варианта иллюстраций «Евгения Онегина». Хочется верить, что иллюстрации Лидии Яковлевны Тимошенко дождались своего благодарного зрителя. Фойе нового выставочного пространства. Вход свободный.
После исканий и экспериментов двадцатых годов, в тридцатые, она выкристаллизовывает свой стиль и узнаваемую поэтичную манеру тонкослойного письма маслом (с преобладанием темы юности, детства), что, в результате, выливается в монументальные многофигурные росписи ленинградского Дворца пионеров в Аничковом дворце. Лидия Яковлевна становится универсальным мастером, которому подвластно многое.
В 1938 году её новый союз с тогда уже известным графиком Евгением Кибриком открывает для обоих другую страницу творческой биографии. Война, арест мужа, эвакуация, маленькие дети – всё это не прерывает её труда. Но уходит чистый яркий цвет, поэзия сменяется более приземлённым, но и героическим реализмом. В этот период художница пишет свои программные картины, такие как «Кавалерист-девица Надежда Дурова» и «Зоя».
После войны и освобождения мужа из заключения семья поселяется в Москве. Художница делает одну за другой замечательные книги как иллюстратор. Лидия Яковлевна замышляет исполнение своей мечты – иллюстрирование романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». С момента первоначального замысла до выхода в свет окончательного варианта иллюстрированной ею книги проходит двадцать лет. Художница приступает к работе со всем рвением и основательностью: она досконально изучает всё, относящееся к пушкинской эпохе. Даже придирчивые специалисты не смогли найти ошибок в первом варианте иллюстраций, созданных в технике монохромной живописи маслом. Лидия Яковлевна объясняет свой необычный выбор техники тем, что гризайль была в моде во времена Пушкина. Книга выходит в 1958 году.
После смерти И. В. Сталина, на сломе эпох, Лидия Яковлевна Тимошенко неожиданно перечёркивает пройденное и принимает волевое решение сделать «Онегина» заново. Это будет предельно лаконичная двуцветная литография – рисующий чёрный и дополнительный цвет, создающий эмоциональную окраску. Мастер использует найденные им ранее беспроигрышные композиции, при этом отбрасывает всё лишнее, все мелочи и подробности, высвобождая из-под них воздушный пушкинский стих.
Красивая и трудная жизнь женщины-художника, большие свершения, жемчужина которых – два варианта иллюстраций к роману Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Они-то и представлены на юбилейной выставке в нашем музее.
q