ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
×
Версия для слабовидящих
Архив

20 января – 25 февраля. «Валентин Помелов (1939-1999). Годы, люди, жизнь»

Возрастное ограничение:
12+

Даты проведения:

20 января – 25 февраля

    Валентин Гаврилович Помелов родился в 1939 году в Донецке. После окончания школы он работал в Донецком оперном театре помощником декоратора. Поступил в Одесское художественное училище имени М.Б. Грекова, потом перевёлся в Ростовское художественное училище. В 1969 году окончил с отличием Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское), отделение монументально-декоративной живописи. Потом работал по распределению художником в Институте физики высоких энергий (Московская область, город Протвино). Затем – в Московском областном художественном фонде (Подольская художественно-производственная мастерская) художником монументалистом.
    Он в основном занимался станковой живописью. В его творчестве есть пейзажи, натюрморты, интерьеры, но главное – это портрет. Помелов создал целую галерею портретов своих современников. Писал себя, жену, сына, друзей, людей знакомых и незнакомых. Художника всегда интересовал человек, но ранние работы конца 1960-x - начала 1970-х годов отличаются от экспрессивной, «пульсирующей» живописи последующих лет.
    Все работы в творчестве художника представляют собой чередование спокойствия и беспокойства, грусти и радости, характерных для человека. 
    В «Портрете архитектора Е. Зелинского» матовые краски спокойно заполняют большие плоскости. В этой работе чувствуется увлечение искусством примитива. От него художник-профессионал позаимствовал свежесть и непосредственность восприятия натуры. Совсем другой – портрет «Москвичка». Перед нами – порывистая, энергичная особа, поэтому её портрет написан стремительно, а холст буквально испещрён беспокойными линиями. Диаметрально противоположен портрет «Светлана», созданный Помеловым в первые годы после окончания училища. Худощавая женщина печально смотрит прямо на вас. В нём нет экспрессии, спокойная гамма, светлый холодный фон. А в работе «Наташа» преобладают гармония и светлое начало. Перед нами – образ очень цельной, обаятельной девушки. Весь портрет словно пронизан солнечным светом. Жёлтые, оранжевые краски фона и волос оттеняются синими и зелёными пятнами. Получился по-матиссовски декоративный портрет в интерьере.
    Помелов особенно ценил Матисса и Ван-Гога. В более поздней натюрмортной композиции «Цветы Матиссу» при прямом обращении к любимому художнику Помелов очень сдержан в цвете. «Глухие» цвета заполняют холст. Тем самым художник словно пробивается к свету и цвету, но остаётся в той действительности, которая его окружает.
    Именно в поздних работах, 1980-х – 1990-х годов, появляется порывистость и дробность мазка, ставшие неотъемлемыми чертами зрелого художника Валентина Помелова. В его поздних работах ощутимо состояние тревоги и напряжения. И в этом не только стремление запечатлеть меняющуюся реальность, но и внутреннее беспокойство. Это состояние начинает появляться уже в произведениях 1970-х годов, например, в хмуром ветреном пейзаже «Горячий ключ», где ощутимо то нарастающее, то спадающее напряжение.
    Нет у Помелова идиллических, умиротворяющих пейзажей. Природа и каменные строения – всё движется и трепещет. Чем больше давили внешние обстоятельства, тем чаще его работы были полны экспрессии, независимо от жанра.
    В работе «Протвино. Школа № 2» тихий городок превращается во что-то аморфное и хаотичное. Но так видит мир человек, быстро идущий или едущий на велосипеде, и так пишет художник, способный передать подвижность и тревожность в пейзаже.
     Спокойствие и даже монументальность ранних работ постепенно сменяется экспрессией художника-лирика.
    Постепенно нота трагизма нарастает, особенно это заметно в последних автопортретах. Гармония становится недостижимой, а на холсте остаётся местами незакрашенная шероховатая поверхность. На «Автопортрете» 1996 года, вместо сосредоточенно всматривающегося в себя человека, каким он писал себя раньше, – трагическая маска, сравнимая с последними автопортретами Анатолия Зверева. Это всматривание в себя похоже на последний всплеск угасающего сознания…


     Умер Валентин Помелов 24 августа 1999 года в городе Протвино Московской области. Его работы находятся в музеях Йошкар-Олы, Серпухова, Тарусы, а также в частных коллекциях России, Франции, Италии и Израиля.
    Более десяти персональных и групповых выставок после смерти Валентина Помелова организованы вдовой и сыном (тоже профессиональными художниками). Изданы буклеты, каталоги… Это ли не доказательство верности памяти настоящего художника и силы настоящего искусства.

 

25 февраля в 12.00, в заключительный день работы выставки, состоится экскурсия,
которую проведёт научный сотрудник Александр Юрьевич Мамкин.


Выставочный зал, вход по билетам. Работает Пушкинская карта.