- Версия для слабовидящих
     
 
Главная
Афиша
Виртуальный музей
Городской виртуальный ГИД
Новости
Объявления
Фотогалерея
Видео
Коллекции
Экспозиция
Выставочный зал
Выставка-продажа
Отделы музея
Музей Спортивной Славы Обнинска
Экскурсии и образовательные программы
Экскурсионные маршруты
Публикации
Услуги и цены
Заказ экскурсий лекций / бесед
Контакты
Музей в социальных сетях
Нормативные документы
Мероприятия по повышению уровня удовлетворенности качеством оказываемых услуг
 
Дорогие друзья! 
 
Чтобы сделать посещение музея максимально безопасным для наших гостей и сотрудников,
мы приняли «Правила посещения музея».
 
__________________________________________________________________________________
 
ПРАВИЛА ПОСЕЩЕНИЯ
Музея истории города Обнинска

    На основании постановления Роспотребнадзора «Рекомендации по проведению профилактических мероприятий по предупреждению коронавирусной инфекции (COVID-19) в музеях, музеях-заповедниках, дворцово-парковых музеях» от 10 июня 2020 года в Музее истории города Обнинска вводятся следующие правила для посетителей:

·    Пожалуйста, оставайтесь дома, если плохо себя чувствуете или у вас есть симптомы ОРВИ.

·   Пожалуйста, пройдите процедуру бесконтактного измерения температуры при входе в музей. Музей имеет право отказать вам в посещении, если у вас температура выше 37 градусов или есть симптомы ОРВИ.

·   Пожалуйста, соблюдайте правила личной гигиены, пользуйтесь антисептиками для рук, которые находятся на стойке охраны. Каждые два часа в музее проводится обработка залов и поверхностей дезинфицирующими средствами.

·   Количество посетителей, которые одновременно могут находиться в залах музея, ограничено. Поэтому просим вас с пониманием относиться к просьбам наших сотрудников в случае необходимости подождать прохода в экспозицию.

·   При входе в музей, фойе, в зоне кассового обслуживания и залах музея соблюдайте дистанцию с другими посетителями. Можно находиться рядом с людьми, которые пришли в музей вместе с вами – друзьями или родственниками. От остальных посетителей необходимо держаться на расстоянии 1,52 метров. Соблюдать дистанцию помогут специальные метки на полу. Смотрители имеют право напомнить вам о необходимости соблюдать дистанцию.

·   Пожалуйста, при входе в музей наденьте гигиеническую маску. Посетители без масок в музей не допускаются.

·   Музей временно не проводит массовые мероприятия и не принимает большие туристические группы – вы можете посетить экскурсию в маленькой группе (не более 5 человек).

 

Надеемся на ваше понимание и желаем Вам крепкого здоровья!

__________________________________________________________________________________

 Дорогие друзья!
Музей истории города Обнинска представляет вашему вниманию свои
МЕРОПРИЯТИЯ В ВИРТУАЛЬНОМ РЕЖИМЕ.
Вы можете познакомиться с видеоверсиями выставочных проектов,
представленных сегодня в Музее,
с экскурсиями по экспозиции, видеопрезентациями лекций и других мероприятий,
которые мы подготовили для вас.
__________________________________________________________________________________
К 75-летию Великой Победы
 
ДЕТСКАЯ ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА
для организованных групп школьников
«И ПОМНИТ МИР СПАСЁННЫЙ...»
 
1. Урок памяти «Никто не забыт, ничто не забыто» для учащихся 711 классов.
Разработан на основе подлинных воспоминаний и писем наших земляков, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны, и событий, связанных с обороной, оккупацией и последующем освобождением края. Используются уникальные материалы из фондов Музея, песни и стихи военного времени, демонстрируются документальные кадры военной хроники.
  
2. Интерактивная экскурсия «Мы помним ваши имена...» для учащихся 111 классов.
Экскурсия познакомит с именами участников Великой Отечественной войны нашего края, в заключение ученики самостоятельно найдут ответы на вопросы викторины в музейной экспозиции.
 
3. Экскурсия «Великая Отечественная война в нашем крае» для учащихся  111 классов.
Драматические события, связанные с отступлением, обороной наших войск в 1941 году. Крах операции «Тайфун». Оккупация и последующее освобождение территорий, входивших в состав Малоярославецкого, Угодско-Заводского и Боровского районов.
 
Приём заявок по телефону (48439) 7-64-72
Телефон кассы (48439) 7-55-62
__________________________________________________________________________________
 

ОБЗОРНЫЕ ЭККУРСИИ

Знакомство с музеем и его коллекциями

     Обзорная экскурсия проводится по залам «История края» (Археология. Крестьянский быт. Усадьба Белкино. Школа-колония «Бодрая жизнь». Великая Отечественная война. История Обнинска - города науки).
1-11 классы. 

 Знакомьтесь: музей

      Экскурсия-беседа. Вы узнаете, зачем люди создают музеи, когда появился первый музей, что такое музейный предмет, как музей хранит свои предметы-памятники, что такое экспонат, о чём он может рассказать, как формируются музейные коллекции, какую работу проводят музейные сотрудники. С демонстрацией видеоряда и осмотром музейных залов.
1-4 классы. 
 
Экскурсия по усадьбе Турлики-Михайловское (Морозовская дача)
 
   Мы приглашаем вас на экскурсию по усадьбе Турлики-Михайловское, в ходе которой вы познакомитесь с уникальным памятником архитектуры рубежа ХIХ-ХХ веков.
1-11 классы.
_______________________________________________________________________________________________________ 

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ

 

Археологические памятники нашего края

    Территорию нашего края люди начали заселять ещё 7000 лет назад. В экспозиции музея представлен разнообразный материал, собранный на археологических памятниках среднего течения реки Протвы, который знакомит с древними поселениями, орудиями труда, занятиями, образом жизни людей.
    Неолит. Каменные орудия труда, микролиты, ямочно-гребенчатая керамика. Бронзовый век. Племена фатьяновской культуры. Ранний железный век. Дьяковская культура. Огубское городище. Выплавка железа в «домницах», орудия труда. Оседлое скотоводство; подсечное земледелие; сетчатая керамика. Украшения.
   Заселение долины реки Протвы племенами славян. Пашенное земледелие, скотоводство, ремесленное производство. Ювелирное дело. Торговля. Соседская община. Религия.
8-11 классы.

Жизнь крестьян нашего края

        Город Обнинск стоит на месте старинных населённых пунктов – деревень Пяткино, Самсоново, села Белкино. Экспозиция рассказывает о жизни крестьян в этих деревнях до 1917 года. Земледелие. Орудия труда (соха, борона, цеп и др.). Ткацкий промысел. Отходничество. Крестьянский быт.
1-11 классы.

 История усадьбы Белкино

      Центром жизни округи с ХVI века являлось Белкино. Экспозиция знакомит с историей села, начиная с первого упоминания (1588 г.) до начала ХХ века. Она включает большое число подлинных документов, фотографий, предметов быта, обстановки из усадьбы Белкино. Представлен макет усадьбы конца ХIХ века.
5-11 классы.  

С.Т. Шацкий. Школа-колония «Бодрая жизнь»

      В 1911 году на территории будущего города была создана колония «Бодрая жизнь» для детей рабочих окраин Москвы и местных крестьян, позже ставшая педагогическим центром Первой Опытной станции Наркомпроса РСФСР. Рассказ о жизни и деятельности выдающегося педагога, организатора и руководителя колонии «Бодрая жизнь» С.Т. Шацкого.
5-11 классы.

 Дети войны. Испанский детский дом № 5

        В 1936 году, когда в Испании началась война демократических сил с фашистской армией генерала Франко, 32 тысячи детей покинули родину. Около трёх тысяч приехало в Советский Союз. Часть из них разместили в Испанском детском доме № 5, который находился на территории сегодняшнего города. Лекция с использованием слайдов, видеосюжетов, музыкальных произведений.
5-11 классы. 

 Великая Отечественная война в нашем крае

    Драматические события, связанные с отступлением, обороной наших войск в 1941 году. Крах операции «Тайфун». Оккупация и последующее освобождение территорий, входящих в состав Малоярославецкого, Угодско-Заводского и Боровского районов.
1-11 классы. 

 Г.К. Жуков  наш земляк

     Георгий Константинович Жуков родился в деревне Стрелковка Угодско-Заводского уезда Калужской губернии. Экскурсия посвящена жизни и деятельности легендарного полководца.
1-11 классы. 

 Обнинск – город науки. 1940-1990-е гг.

     История возникновения, становления, развития Обнинска. Социальная и общественно-политическая жизнь города. В экспозиции представлены различные интерьеры: комната молодого учёного 1950-х гг., комната Н.В. Тимофеева-Ресовского, театральная гримёрная и т.д.
1-11 классы.

_________________________________________________________________________________________________ 

 ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ЭКСКУРСИИ

В гости к тётушке Арине

      Экскурсия с элементами народного костюма, музыки и народной сказки знакомит с крестьянским бытом нашего края. В ходе экскурсии дети пробуют гладить бельё с помощью рубеля и скалки, ставить ухватом чугунок в печь, правильно носить вёдра на коромысле и т.д.
1-5 классы. 

Приглашение на бал-маскарад. ХVIII век

       В первой части экскурсии дети познакомятся с модной мужской и женской одеждой последней четверти ХVIII века, причёсками, правилами поведения, с языком веера и мушек. Во второй части они станут участниками бала, проводимого «Фрейлиной Её Императорского Величества», примерят маскарадные маски, сыграют в фанты, научатся танцевать менуэт. (Сменная обувь обязательна).
1-6 классы.

_________________________________________________________________________________________________ 

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЭКСКУРСИИ

Страна Пионерия

     История возникновения и развития детской организации в Советском Союзе. Пионерские сборы, форма, флаги, речёвки. Во второй части экскурсии дети участвуют в игре в роли разведчиков.
1-6 классы. 

Обнинск 1950-1960 гг. Мир детства

    Экскурсия проводится с использованием интерьера комнаты жителя Обнинска, фотографий, подлинных предметов домашнего и школьного быта детей этого времени.
1-6 классы.

________________________________________________________________________________________________

ПЕШЕХОДНЫЕ ЭКСКУРСИИ

Прогулки по усадьбе Белкино

      Экскурсия даёт представление об образе жизни хозяев усадьбы, об архитектурных особенностях усадебного комплекса, о планировке регулярного и пейзажного парков.
1-11 классы. 

 Старый город (с мая по сентябрь)

      Экскурсия знакомит с историей возникновения г. Обнинска, становления Физико-энергетического института, строительства Первой в мире АЭС, с историческими объектами и сохранившимися постройками школы-колонии «Бодрая жизнь».
4-11 классы.

___________________________________________________________________________________________________

 ОБЗОРНЫЕ ЭКСКУРСИИ
(на транспорте заказчика)

 Экскурсия по Обнинску

     Город Обнинск  это крупный научный центр с мировой известностью. В 2000 году он стал первым наукоградом России. Экскурсия даёт возможность познакомиться с историей и достопримечательностями города. По желанию можно побывать на территории старинной русской усадьбы Белкино.
1-11 классы.  

 Экскурсия по Малоярославцу

     Знакомство с историей Города воинской славы. Памятники Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
5-11 классы.  

 Экскурсия по Боровску

        Знакомство с историей старинного русского города, с его архитектурой и памятниками.
5-11 классы.

_______________________________________________________________________________________________ 

МУЗЕЙНЫЕ ИГРЫ

Музейные загадки

      Игра, участники которой должны разгадать множество музейных загадок, ответы на которые надо будет найти в музейной экспозиции.
1-4 классы. 

 Экологическая игра «Семь тайн жизни»

     Игра в форме путешествия на лодке по реке. Дети, выполняя интрересные задания, открывают тайны солнца, воды, воздуха, земли, растений, животных и человека.
1-6 классы. 

 Игра-квест «Где живет наука»

     Увлекательное путешествие по залу музея, посвященному зарождению и развитию Обнинска. Вам предстоит рассмотреть фотографии, прочитать документы, разобраться в незнакомых приборах, инструментах, оборудовании. 
4-8 классы. 

 Викторина-беседа «Знаешь ли ты свой город?"

      В увлекательной и доступной для детей форме предлагается проверить свои знания о городе, его достопримечательностях, его людях.
1-5 классы. 

 Мастер-класс «Лоскутная кукла»

      На занятии дети познакомятся с разными способами создания лоскутных кукол и сами смастерят куколку, которую возьмут с собой.
1-4 классы. 

Флористическая игра-квест «Секрет старинного гербария»

       Знакомство с растениями нашего города в виде увлекательного поиска листов гербария с необычным финальным заданием
1-6 классы. 

 Игра-квест «В поисках потерянного слова»

       В музее «потерялось» очень важное для него слово. Буквы рассыпались по разным залам и спрятались в названиях некоторых экспонатов. Вам, как настоящим знатокам истории, предстоит провести расследование, проявить смекалку, сообразительность и найти эти буквы, восстановив слово.
4-11 классы. 

_________________________________________________________________________ 

 ЛЕКЦИИ И БЕСЕДЫ

 ИСТОРИЯ

История усадеб Белкино, Турлики, Бугры

   История населённых пунктов на территории современного города. История усадеб Белкино, Турлики, Бугры. Лекция с демонстрацией цветных слайдов.
1-11 классы. 

 История усадьбы Белкино. ХVI - начало ХIХ вв.

     Первое письменное упоминание о с. Белкино относится к 1588 году. Много тревог и волнений выпало на долю этого села. Менялись владельцы  один знатнее другого: Малюта Скуратов, царь Б.Ф. Годунов, князья Долгорукие, И.И. Воронцов. Во второй половине ХVIII века складывается  усадебный комплекс, а уже в конце ХVIII – начале ХIХ вв. усадьба Белкино – культурный центр Подмосковья. Лекция с демонстрацией цветных слайдов.
1-11 классы. 

 Калужская губерния и Боровский уезд в Отечественной войне 1812 года

     Создание калужского ополчения. Калужская губерния на военном положении. Партизанская война в Боровске и Боровском уезде. Победа русской армии в Тарутинском сражении. 
1-11 классы.   

Урок памяти «Никто не забыт, ничто не забыто»

    Урок разработан на основе подлинных воспоминаний и писем наших земляков, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны, и событий, связанных с обороной, оккупацией и последующем освобождением края.
5-11 классы. 

 Улицы и исторические памятники Обнинска

     Имена известных земляков и людей, внесших большой вклад в создание города, становление и развитие его институтов, его науки, в названия улиц. Увековечивание старых местных названий. Исторические памятники. С демонстрацией слайдов.
5-11 классы. 

 Обнинск – город науки

   Становление и развитие Обнинска как крупного научного центра. Возникновение объекта «В» в 1946 году; работа над созданием и пуском Первой в мире АЭС. История создания крупных научных учреждений: НПО «Тайфун», Медицинского радиологического научного центра РАН, НПО «Технология» и др.; основные направления деятельности институтов. Лекция с демонстрацией цветных слайдов.
8-11 классы. 

 История ёлочной игрушки

     Лекция рассказывает о традициях празднования Нового года в России, об этапах становления и развития советской елочной игрушки в 1930-е-1990-е годы, а так же историю Деда Мороза и Снегурочки, как они появились на новогоднем празднике. Лекция с демонстрацией видеоряда и экспонатов из коллекции Музея.
1-11 классы. 

Мир крестьянских детей

      Дети узнают, как жили их сверстники 100-200 лет назад, познакомятся с их развлечениями, обязанностями, учебой, смогут увидеть детские игрушки крестьянских детей.
1-5 классы. 

 Этикет речевого обращения

   В доступной и увлекательной форме дети знакомятся с правилами и нормами поведения, принятыми в современном обществе. Они узнают, как приветствовать взрослых людей или друг друга при встречах, какие слова нужно произносить в различных ситуациях, как правильно вести беседу.
1-5 классы.

 Как солнышко в дом пришло

    Роль огня в истории человечества. Изменение источников света на протяжении веков (лучина, свеча, керосиновая лампа и др.). Беседа сопровождается показом экспонатов из фондов музея.
1-4 классы. 

 Зиму провожаем  масленицу встречаем

     Знакомство с одним из самых ярких и веселых праздников русского народа. Отмечают его в конце зимы и празднуют целую неделю.
1-4 классы. 

 Ржаной хлебушко – калачу дедушко

    Увлекательная беседа о возникновении хлеба, о хлебопечении в Древнем Египте и Древней Греции и на Руси, о роли различных видов хлебных изделий в традициях и обычаях русского народа и народов других стран (жаворонки, козули, тетеры, кокурки, куличи, блины, свадебный каравай «роща»). Беседа сопровождается показом экспонатов из фондов Музея и демонстрацией слайдов.
1-4 классы. 

 Путешествие с монетами

    Беседа проводится в форме увлекательного путешествия по векам, в ходе которого дети знакомятся с домонетными формами денег, узнают, как возникли деньги, как их изготавливали, какие верования и обычаи связаны с использованием денег в быту и в общественной жизни. С демонстрацией слайдов.
1-6 классы. 

 Волшебная нить

     Беседа в форме сказки о процессе выращивания льна в старину и о его превращении в нить. С показом экспонатов из фондов Музея и демонстрацией слайдов.
1-4 классы. 

 Гербы раскрывают секреты

       Беседа знакомит с историей науки о гербах, даёт обзор основных видов гербов (государственный, родовой, городской и др). Герб г. Обнинска. С демонстрацией слайдов.
1-6 классы. 

 Самовар кипит  уходить не велит

      Беседа о путешествии чая из Китая по всему миру, о русском самоваре, о традициях чаепития. С показом экспонатов из фондов Музея и демонстрацией цветных слайдов.
1-5 классы. 

 История чайной чашки

     Увлекательная история о создании фарфора и секрете его изготовления. Открытие русского фарфора химиком Д.И. Виноградовым. Современные центры производства фарфора в России. С демонстрацией слайдов и экспонатов из фондов Музея.
3-7 классы. 

 Что написано пером...

      Беседа о возникновении и развитии письменности. С демонстрацией слайдов.
1-4 классы. 

 Завязать узелок на память

    Беседа о возникновении счёта, разных его способах, о приспособлениях для счёта. С демонстрацией слайдов и экспонатов.
1-4 классы. 

 Ваше время истекло

   Беседа о возникновении измерений времени, различных видов календарей и часов. С демонстрацией слайдов и экспонатов.
1-8 классы. 

 С метром по векам

     Беседа о возникновении и изменении с течением времени русских мер длины (вершок, локоть, аршин, сажень).
1-4 классы. 
 
История отечественной открытки
     Открытку называют «визитной карточкой времени». Что такое филокартия? Когда появилась первая почтовая открытка? Дореволюционные и советские иллюстрированные открытки. История поздравительной открытки. С демонстрацией слайдов и показом открыток.
1-11 классы. 
 
Жизнь без праздника  что еда без хлеба
    О русских народных праздниках и обрядах калужских крестьян конца XIX-начала XX вв. Как праздновали Масленицу и Святки, какие обряды совершали, чтобы оградить свой дом от зла и привлечь добро. Проведение обряда в честь Параскевы-Пятницы, покровительницы рукоделия и ткачества. С демонстрацией слайдов.
1-6 классы.  
 
Путешествие по ленте времени (рассказы об археологии)

     Занимательное путешествие в далекое прошлое даст возможность детям представить себя археологами, и древнем кочевником, знакомит с основными эпохами развития человечества, стимулирует развитие любознательности. 1-4 классы.   

ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ

 

Н.В. Тимофеев-Ресовский: жизнь и судьба

    Лекция о перипетиях бурной биографии выдающегося учёного, его научные поиски, заблуждения и открытия, нашедшие отражение в материалах, хранящихся в фондах Музея. Подробности обнинского периода жизни (семнадцать последних лет 1964-1981 гг.). С демонстрацией слайдов.
9-11 классы.  

Маршал Г.К. Жуков и Обнинск. Страницы истории

     Лекция о жизни и деятельности выдающегося полководца  нашего земляка. С демонстрацией слайдов.
5-11 кл.  

 Жизнь и творчество П.П. Кончаловского (1876-1956)

     Основные вехи жизни и творчества знаменитого русского художника, долгие годы жившего и работавшего в Буграх (ныне Кончаловские горы). Лекция с демонстрацией цветных слайдов и показом картин из собрания Музея.
5-11 кл. 

 Жизнь и творчество И.М. Прянишникова (1840-1894)

     Жизнь и творчество известного живописца, родившегося в купеческой семье в селе Тимашово в окрестностях нашего города, действительного члена Петербургской Академии художеств, одного из учредителей «Товарищества передвижных художественных выставок». Лекция с демонстрацией цветных слайдов.
5-11 классы. 

 Жизнь и творчество И.И. Левитана (1860-1900)

   Жизнь и творчество знаменитого художника, мастера «пейзажа настроения», бывавшего в гостях у И.И. Трояновского в имении Бугры (ныне  Кончаловские горы). Лекция с демонстрацией видеоряда.
5-11 классы. 

 Жизнь и творчество В.А. Серова (1865-1911)

    Лекция рассказывает о жизни и творчестве выдающегося русского художника-портретиста, который был частым гостем в наших краях. Здесь им было написано несколько работ, в том числе знаменитый портрет жены В.П. Обнинского  «Клеопатра с ручным зайчиком на руках». Лекция с демонстрацией видеоряда.
5-11 классы.  

 Жизнь и творчество К.А. Коровина (1861 - 1939)

   Константин Алексеевич Коровин  великий русский живописец и театральный художник, ярчайший представитель русского импрессионизма. Лекция рассказывает об основных периодах творчества художника, о его дружбе с владельцами усадеб Бугры и Турлики, а также знакомит с особенностями русского импрессионизма.
1-11 классы.

 История одного портрета

    Лекция о пребывании композитора С.С. Прокофьева в гостях у П.П. Кончаловского в усадьбе Бугры. В ней рассказывается о многолетней дружбе композитора и художника, о жизни Кончаловских и их гостей в Буграх. Вы познакомитесь с основными периодами творчества мастеров, послушаете музыкальные произведения, над которыми композитор работал в Буграх, узнаете историю создания портрета С.Прокофьева, написанного П.Кончаловским в 1934 году.
6-11 классы. 

 Жизнь и творчество Р.Р. Фалька (1886 - 1958)

    Роберт Рафаилович Фальк  один из основателей объединения «Бубновый валет», яркий и самобытный художник ХХ века. Лекция знакомит с основными периодами творчества Фалька, подробно рассказывает о времени пребывания художника в нашем крае. Лекцию сопровождает демонстрация произведений Р.Р. Фалька из коллекции музея.
6-11 классы.  

 

ИСКУССТВО

 ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И АРХИТЕКТУРЫ

Архитектура усадьбы Белкино

     Усадьба Белкино – замечательный памятнк русской культуры ХVIII века. Архитектурно-парковый ансамбль включает храм свв. Бориса и Глеба (1773), главный дом с флигелями (1780-е гг.), каменную ригу, конный двор, регулярный и пейзажный парки, каскад прудов. На примере ус. Белкино лекция знакомит с основными стилями в истории русской архитектуры ХVIII века (барокко, классицизм), типами архитектурных сооружений, садово-парковым искусством. Лекция с демонстрацией цветных слайдов.
5-11 классы. 

 Пафнутьев-Боровский монастырь

     История замечательного памятника русской истории и культуры – Пафнутьев-Боровского монастыря. Житие преподобного Пафнутия, осада монастыря в 1610 году, протопоп Аввакум, история монастыря в ХVII-ХIХ вв., архитектурные памятники монастыря ХVI-ХIХ вв. С демонстрацией цветных слайдов.
5-11 классы. 

 Памятники истории и архитектуры нашего края. ХVII- ХVIII вв.

     Лекция знакомит с храмовым комплексом с. Трубино,  Спасо-Преображенским храмом с. Спас-Загорье, церквями в селах Федоровское, Тимашово и др.: о создателях этих храмов, связанный с ними исторических событиях и архитектурных особенностях. Лекция с демонстрацией цветных слайдов.
5-11 классы. 

 Никольский Черноостровский монастырь в г. Малоярославце

     Лекция посвящена памятникам Малоярославца. Усадьба Панское. История и архитектура Никольского Черноостровского монастыря. Храмы конца ХIХ – начала ХХ вв. в селе Передоль, Малоярославце и Боровске. Лекция с демонстрацией цветных слайдов.
5-11 классы.  

 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 

Волшебный мир искусства

    В игровой форме беседа знакомит с основными видами изобразительного искусства: живописью, графикой и скульптурой; с их особенностями и материалами. С показом экспонатов.
1-4 классы. 

Натюрморт

    История возникновения жанра. Наиболее распространённые сюжеты натюрморта: «цветочный», «фруктовый», «кухонный», с охотничьими трофеями, с книгами...  Натюрморт в русском искусстве ХVIII-ХХ вв. Рассказ о коллекции натюрморта в собрании Музея истории г. Обнинска. Лекция с демонстрацией цветных слайдов.
5-11 классы. 

Пейзаж

     Понятие пейзажа. Виды пейзажа: природный, архитектурный, морской. Краткая история пейзажного жанра на примерах произведений искусства разных эпох. Лекция с демонстрацией цветных слайдов.
5-11 классы. 

Портрет

   Что такое портрет? Типы портретных изображений: автопортрет, портрет групповой, парадный, камерный, портрет-тип  на примерах русского и западноевропейского портрета ХVI-ХХ вв. Коллекция портрета в собрании Музея истории г. Обнинска. Лекция с демонстрацией цветных слайдов.
5-11 классы. 

Русские художники в нашем крае

    Творчество русских художников, гостивших в усадьбе Белкино и Буграх: И.И. Левитана, В.А. Серова, А.В. Средина, П.П. Кончаловского, Р.Р. Фалька, педагогов колонии «Бодрая жизнь» А.В. Гаврилова и Д.И. Архангельского. Обзорная лекция с демонстрацией цветных слайдов.
5-11 классы. 

 Пейзажи окрестностей Обнинска в творчестве П.П. Кончаловского

    Петр Петрович Кончаловский  великий русский художник стновится владельцем имения Бугры (ныне Кончаловские горы) в начале 1930-х годов. С этого времени имение стало для художника вторым домом и любимой мастерской. Здесь он написал много картин, в которых отразил всю красоту наших мест. Лекция с демонстрацией видеоряда.
5-11 классы. 

 Образ Богоматери в древнерусском искусстве

   Почитание икон Божией Матери на Руси. Типы изображения Богородицы, сложившиеся в древнерусском искусстве («Умиление», «Оранта», «Одигитрия», «Воплощение»). Прославленные чудотворные иконы Богоматери: «Владимирская», «Тихвинская», «Смоленская», «Знамение»,  и списки этих икон. Иконы Божией Матери кисти знаменитых древнерусских художников Феофана Грека, Андрея Рублёва, Дионисия. Изображения Богородицы, выполненные в технике мозаики, шитья, фрески. Лекция с демонстрацией цветных слайдов.
5-11 классы. 

 Художники в усадьбе Бугры

     Лекция посвящена пребыванию великих русских художников в усадьбе Бугры в гостях у И.И. Трояновского и П.П. Кончаловского. Она рассказывает о произведениях, созданных в Буграх Р.Фальком, В.Поленовым, И. Левитаном, В. Серовым, И. Грабарем и другими художниками.
6-11 классы. 

 Портретная галерея владельцев усадьбы Белкино

     Лекция даёт возможность узнать о семьях Воронцовых и Бутурлиных (владельцах усадьбы Белкино во второй половине ХVIII в.), познакомиться с работами великих русских портретистов Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского, запечатлевших на холсте обитателей Белкина. С демонстрацией репродукций и слайдов.
1-8 классы. 

 Русская детская книжная иллюстрация

   Беседа о становлении детской иллюстрированной книги в России, в которой дети смогут познакомиться с произведениями знаменитых иллюстраторов.
1-4 классы. 

 Государственная Третьяковская галерея

    Лекция знакомит с историей создания и коллекцией русского искусства Государственной Третьяковской галереи (ГТГ). Рекомендуется для прослушивания перед поездкой в Третьяковскую галерею. С демонстрацией видеоряда.
5-11 классы. 

 

СТРАНИЦЫ ИЗ ИСТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОГО ИСКУССТВА

Архитектура Венеции ХI-XV вв.

     Знакомство с архитектурными памятниками Венеции. Византийские истоки в формировании облика города. Особенности венецианской готики. 
8-11 классы. 

Рим в гравюрах Пиранези

     Джованни Батиста Пиранези (1720-1778) - итальянский археолог, архитектор и гравер, мастер архитектурных пейзажей. Значительную часть своего творчества посвятил Риму, его древним памятникам, величественным и загадочным руинам.
5-11 классы. 

 

 НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ
 ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО 

Народная глиняная игрушка

    История возникновения игрушки. Знакомство с самобытными традиционными промыслами глиняных игрушек: дымовской, филимоновской, каргопольской, хлудневской (Калужская область) и др.;  с особенностями каждого промысла. Рассказ об удивительном празднике на Руси  «Ярмарка-свистунья». Беседа сопровождается показом коллекции «Глиняная игрушка» из музейного собрания.
1-4 классы. 

Добрых рук волшебство

    В старину крестьянам многое приходлось делать для хозяйства своими руками: хлеб растить, сеять лён и коноплю, ткать холсты, делать посуду, прялки, соху, борону. Это положило начало развитию многих народных промыслов, которые до нашего времени не только сохранились, но и продолжают развиваться. Беседа знакомит с интересными промыслами Калужского края, сопровождается показом экспонатов из фондов Музея.
1-4 классы. 

 Крестьянский костюм Калужской губернии

    Народный костюм земли Калужской – одна из ярких и своеобразных страниц художественной культуры русского народа. Он занимает особое место в общем ряду локальных типов народного костюма, являясь одним из немногих «островков» в центральной России, где наряду с понёвным комплексом одежды бытовал и сарафанный комплекс. История происхождения и распространения каждого из элементов крестьянской одежды, её символика раскрыты в предлагаемой лекции. С показом экспонатов из фондов Музея.
 1-4 классы. 

Золотая Хохлома

    Беседа о происхождении народного промысла и его основных особенностях. С демонстрацией слайдов и образцов хохломской посуды.
1-4 классы. 

 Синяя сказка Гжели

     Беседа о народном промысле. С демонстрацией цветных слайдов.
1-4 классы. 

 Русская деревянная игрушка

    Знакомство с традиционными центрами изготовления деревянной игрушки: русский Север, Поволжье (семёновская, похов-майданская и др.), Подмосковье (сергиев-посадская, богородская). История создания русской матрёшки. Беседа сопровождается показом коллекции «Деревянная игрушка» из музейного собрания.
1-4 классы. 

 Тайна забытых кукол

    Беседа знакомит с традициями изготовления кукол из ткани, с историей их бытования. С помощью кукол разыгрывается сказка о секрете их «безликости». Под руководством музейного сотрудника дети сами смогут изготовить простейшую куклу (по предварительной договорённости). 
1-4 классы.
 
 
 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ МУЗЕЯ 
 АБОНЕМЕНТЫ

Абонемент 1. «В гости в музей» (1-4 классы)

1. Знакомьтесь: музей.
2. Путешествие с монетами.
3. Как солнышко в дом пришло.
4. Лента времени (рассказы об археологии)

Абонемент 2. «Из истории края» (5-7 классы) 

1. Наш край в далёком прошлом (история усадеб Белкино, Бугры, Турлики).
2. Детская колония «Бодрая жизнь».
3. Великая Отечественная война в нашем крае.

Абонемент 3. «В полях забытые усадьбы...» (8-11 классы)

1. История усадьбы Белкино. ХVI – начало ХIХ вв.
2. История усадеб Белкино, Бугры, Турлики. Вторая половина ХIХ – начало ХХ вв.. Культурная жизнь края.
3. Архитектура усадьбы Белкино.
4. Портретная галерея усадьбы Белкино ХVIII века.

Абонемент 4. «Обнинск - наукоград» (8-11 классы)

1. Обнинск – город науки.
2. История строительства и особенности архитектуры Обнинска.
3. Н.В. Тимофеев-Ресовский: жизнь и судьба.

Абонемент 5. «Памятники истории и архитектуры нашего края» (8-11 классы)

1. Пафнутьев-Боровский монастырь.
2. Памятники архитектуры ХVII-ХVIII вв. (Спас-Загорье, Трубино, Федоровское, Кариж, Тимашово).
3. Архитектура усадьбы Белкино.
4. Никольский Черноостровский монастырь в г. Малоярославце.

Абонемент 6. «Искусство народных умельцев» (1-4 классы)

1. Добрых рук волшебство (народные промыслы Калужского края).
2. Ярмарка-свистунья (знакомство с глиняной игрушкой).
3. Золотая Хохлома.
4. Синяя сказка Гжели.

Абонемент 7. «Рассказы историка» (5-7 классы)

1. Путешествие с монетами
2. История чайной чашки
3. Из истории геральдики
4. История отечественной открытки

Абонемент 8. «Уроки в старой школе» (1-4 классы)

1. Что написано пером
2. Завязать узелок на память
3. Ваше время истекло.
4. С метром по векам

Абонемент 9. «Традиции живая нить» (1-4 классы)

1. Ржаной хлебушко – калачу дедушко.
2. Волшебная нить.
3. О чём поведал бабушкин сундук.
4. Самовар кипит, уходить не велит.

Абонемент 10. «Русские художники в нашем крае» (1-4 классы)

1. Жизнь и творчество И.М. Прянишникова
2. Жизнь и творчество И.И. Левитана
3. Жизнь и творчество В.А. Серова
4. Жизнь и творчество П.П. Кончаловского

Абонемент 11. «Игрушка мала, да всем детям мила» (1-4 классы)

1. Тайна забытых кукол.
2. Ярмарка-свистунья.
3. Русская деревянная игрушка.
 
Стоимость абонементов можно посмотреть во вкладке «Услуги и цены».

ПРИ ПОКУПКЕ АБОНЕМЕНТОВ ПРЕДОСТАВЛЯЮТСЯ СКИДКИ 

 
 
       
© 2011-2021 Статистика Статистика Национальные проекты Культура Музеи России Разработка сайта : muzey-obninsk.ru