Главная
Афиша
Фотогалерея
Видео
Коллекции
Экспозиция
Выставочный зал
Выставка-продажа
Отделы музея
Музей Спортивной Славы Обнинска
Экскурсии и образовательные программы
Экскурсионные маршруты
Публикации
Услуги и цены
Заказ экскурсий лекций / бесед
Контакты
Музей в социальных сетях
Новости
Нормативные документы
 

 История одного портрета

(к 150-летию со дня рождения В.А. Серова)

Выставка «История одного портрета» приурочена к юбилейной дате – 150-летию со дня рождения известного художника В.А. Серова. Она посвящена владельцам усадьбы Турлики, находившейся примерно в двух верстах от имения Бугры и Белкино. Владелец Турликов - Виктор Петрович Обнинский (1867-1916), бывший офицер лейб-гвардии, выйдя в отставку, служил в различных организациях в Петербурге. После свадьбы в апреле 1899 года уехал в имение жены Льзи Новгородской губернии. Но 1901 году с женой Клеопатрой Александровной (1881-1927) и маленьким сыном вернулся на историческую родину в Белкино, а вскоре поселился в своем только что отстроенном имении Турлики (ныне Морозовская дача). Он был видным земским деятелем, предводителем малоярославецкого дворянства, председателем Калужской губернской земской Управы.

С Валентином Александровичем Серовым (1865-1911), известным живописцем и графиком, Обнинские познакомились зимой 1902 года в Москве, в уютном домике Трояновских на Молчановке (Анна Петровна Трояновская приходилась Виктору Петровичу родной сестрой). Обнинские были симпатичны художнику, и вскоре между ними завязались дружеские отношения, продолжавшиеся на протяжении всей жизни.

Осенью 1903 года Валентин Александрович перенес тяжелую операцию. Его здоровье восстанавливалось медленно, и врачи советовали ему ехать на юг отдохнуть. Денег на содержание семьи и поездку в Италию не было. На помощь пришла Маргарита Кирилловна Морозова, покровительница многих поэтов и художников. По возвращении из Италии Серовы всей семьей переехали на дачу в Ино, в Финляндию. А во второй половине июня 1904 года доктор И.И. Трояновский пригласил художника почти на два летних месяца в свое имение Бугры – ныне дача П.П. Кончаловского – отдохнуть и подлечиться.

Красота природы, хлебосольные гостеприимные хозяева - все в Буграх нравилось Серову. Небольшого роста, мешковатый, неповоротливый и угрюмый, на самом деле он был веселым, милейшим человеком. Много радостных минут приносили хозяевам встречи с ним. А как азартно, ловко играл он в городки и крокет! Анна Ивановна, девятнадцатилетняя дочь И.И. Трояновского, часто составляла ему партию. Вечером приходили Обнинские, их имение Турлики находилось недалеко. Собравшись в большой комнате, где деревянные неокрашенные стены дышали теплом и деревенским уютом, удобно рассевшись в плетеных креслах, читали вслух Диккенса или Успенского, которых Серов любил. 

В этот свой приезд побывал он и в Белкино, написав несколько этюдов, из которых «удался только один зал старого дома».

В последние теплые июльские дни Серов перебрался в Турлики. В.П. Обнинский заказал художнику портрет жены – Клеопатры Александровны. Вид на белокаменный особняк, напоминающий замок, с балконами, верандами и башенками, крытый красно-коричневой марсельской черепицей, на чудесный парк с включением соснового бора, с цветниками и зонами отдыха, близость реки Протвы с превосходными купальнями и лодками – все располагало к отдыху и работе. Серов долго пристально наблюдал за гостеприимной двадцатичетырехлетней хозяйкой. Изучал «модель» в различных условиях – дома, на воздухе, делал зарисовки... В итоге он создал нежный, лиричный графический портрет женщины пленительной красоты, с чуть печальными глазами – портрет Клеопатры Александровны Обнинской с ручным зайчиком на руках. Этот портрет справедливо считается одним из серовских шедевров. Долгое время портрет находился в частном собрании В.П. Обнинского. После отъезда К.А. Обнинской в 1923 году в США его судьба долгое время была неизвестна. И только в 1972 году портрет из частной коллекции Д.Я. Черкеса (1899-1971) поступил в Нижегородский художественный музей (бывшая Горьковская художественная галерея), где и находится в настоящее время. Копия с портрета, экспонируемая на выставке, выполнена с оригинала. Представленные на выставке фотографии Клеопатры Александровны и Виктора Петровича Обнинских – подлинные (из музейного собрания).

Первая выставка, на которой был представлен портрет, состоялась в 1905 году в Петербурге, в Таврическом дворце. В 1935 году прошли выставки, приуроченные к 70-летию со дня рождения художника. Проводились они в Третьяковской галерее и в Русском музее, где экспонировавшийся портрет Клеопатры Александровны имел большой успех. К выставке был издан иллюстрированный каталог со вступительной статьей И.Э. Грабаря. В 1949 году проходила выставка «Русская графика» в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. 40-летию со дня смерти художника была посвящена выставка, проходившая с 24 мая по 2 июля 1952 года в Центральном Доме работников искусства (ЦДРИ) в Москве. Пополненная экспонатами, полученными из собрания Третьяковской галереи, с 6 июля по 3 августа выставка была показана в Выставочном зале Дома Союза советских художников СССР. На выставке побывала дочь Виктора Петровича и Клеопатры Александровны Обнинских - Лия Викторовна с сыном Дмитрием. (Фото в витрине).

В этом году многие музеи отмечают выставками 150-летие В.А. Серова. В Петербурге, в Русском музее, работала выставка «Серов – не портретист», в Нижнем Новгороде прошла камерная выставка «Валентин Серов – в кругу друзей и учеников». А в середине сентября в Москве, в Третьяковской галерее, откроется выставка, на которой будут показывать «всего» Серова, собрав ег о работы из более чем двадцати музеев.                                                                   

Васильева З.В. Зав. отд. истории Музея истории города.           

 
 
       
© 2011-2017 Музеи России Разработка сайта : kproject.su