Главная
Афиша
Фотогалерея
Видео
Коллекции
Экспозиция
Выставочный зал
Выставка-продажа
Отделы музея
Музей Спортивной Славы Обнинска
Экскурсии и образовательные программы
Экскурсионные маршруты
Публикации
Услуги и цены
Заказ экскурсий лекций / бесед
Контакты
Музей в социальных сетях
Новости
Нормативные документы
 

 Выставка «Английская цветная гравюра» представляет зрителям интересную подборку из графического собрания  Московского музея-усадьбы Останкино.

Основа коллекции гравюр была положена еще владельцем и создателем дворца-театра в подмосковном Останкине графом Н.П.Шереметевым, который повелел устроить в одном из парадных залов дворца Гравюрную, или, как тогда принято было говорить, Эстампную галерею. Ее убранство отличалось затейливостью и своеобразной «интеллектуальностью» благодаря множеству предметов, предназначавшихся для подробного и внимательного рассматривания  - гравюр всех европейских школ и драгоценного западного и восточного фарфора, выставленного в горках и на столах. Благодаря сохранившимся описям, мы и сегодня можем узнать некоторые листы из первоначального убранства Эстампной галереи – так, например, записанные в Описи 1810 года «два естампа изображают двух девочек, одна с голубками, а другая с зайчиком, обе в золоченых с резьбою рамах за стеклами» - это, несомненно, «Том и голуби» и «Любимый кролик» Ч.Найта, представленные на сегодняшней выставке.

Когда-то подобные эстампные галереи были таким же  популярным типом интерьера, как и картинные – они позволяли продемонстрировать не только богатство владельца, но также его тонкий вкус и образованность. Гравюра, в том числе и цветная, ценилась как изысканное искусство, доставлявшее пищу не только зрению, но и уму. Не случайно в Останкине эстампами были украшены не только Гравюрная галерея, но и многие парадные залы дворца, и почти половина из них были цветными.

К разряду цветной гравюры принято относить как листы, отпечатанные в красках, так и черно-белые, раскрашенные вручную акварелью. Как правило, для цветной печати или раскраски готовились специальные печатные формы, отличающиеся особой тонкостью исполнения, а поскольку процесс печати предполагал новую набивку доски краской для каждого листа, то во всем тираже практически не было  двух одинаковых листов, как, впрочем, и в случае ручной раскраски.   Именно поэтому цветная гравюра всегда считалась более ценной и, естественно, более дорогой.

Цветная гравюра на металле, зародившаяся в Европе еще в XVII веке, достигла наибольшего распространения в XVIII столетии. Основными центрами развития цветной гравюры были Англия и Франция, однако каждая из них имела свои особенности.

Если французские граверы прославились в технике цветной акватинты и карандашной манеры, то для английских мастеров излюбленной техникой стал цветной пунктир. Воздушная и легкая, пунктирная манера оказалась способна в цветных оттисках давать нежную, но разнообразную окраску, хорошо подходящую для излюбленных английской публикой эпохи сентиментализма картинок на темы сельской тишины, домашнего уюта и детских сцен в нежной акварельной гамме.

Технические средства цветного пунктира были, в сущности, весьма ограниченными – это печать с нескольких досок, когда для каждого цвета гравировалась собственная доска, печать с одной доски, раскрашенной в разные цвета, и подкраска готового отпечатка акварелью. Стремясь достичь наибольшего эффекта, английские граверы часто использовали сочетание двух, а то и всех трех способов одновременно, иногда добавляя к пунктиру резец. О том, насколько разным мог быть результат, свидетельствуют две пары детских сцен (уже упоминавшиеся «Любимый кролик» и «Том и голуби» Ч.Найта с оригиналов Д.Рассела  - чистый цветной пунктир с нескольких досок - и «Джу не умеет читать» Н.Скьявонетти с ориг. того же Рассела и «Собачка, увидевшая себя» Ч.Найта с ориг. С.Миддеманна, в которых цветная печать выполнена с одной доски, но добавлен резец и ручная раскраска акварелью).

Существенным недостатком этой техники являлось лишь одно обстоятельство – доска, награвированная пунктиром, очень сильно сминалась при печати, поэтому размер тиража ограничивался лишь сотней экземпляров, что делало подобные гравюры, особенно цветные, весьма дорогими. 

Возможно, благодаря этому обстоятельству цветная акватинта, позволяющая получать существенно большие тиражи, также не осталась обделенной вниманием со стороны английских граверов. В Англии на ее богатые возможности обратили внимание довольно поздно, в последней четверти XVIII века, когда  техника цветной акватинты была уже довольно хорошо разработана.  Блестящее владение ею демонстрирует великолепный лист «Вид Ронского водопада» Катарины Престель, в котором наряду с цветной печатью с нескольких досок использована ручная подкраска гуашью. Однако английским мастерам свойственен собственный стиль в акватинте – их привлекала  возможность создания средствами  цветной печати, даже при использовании живописного оригинала, самостоятельного произведения, обладающего всеми достоинствами, присущими гравюре как отдельному виду искусства. Таковы, например, два больших листа Ричарда Уэстолла («Мильтон за сочинением «Потерянного рая» и «Маргарита Анжуйская и ее сын»), которые художник самостоятельно награвировал по собственным живописным полотнам. 

Большой раздел выставки составляет так называемая «россика» - гравюры из выпущенных в Англии альбомов и книжных изданий, посвященных России. Самое значительное из них не только с познавательной, но и с художественной точки зрения – «Живописное представление нравов, обычаев и развлечений русских», изданное в Лондоне в 1803-1804 гг. Его автор – английский художник Джон Август Аткинсон – провел в России 18 лет, сопровождая своего отчима, известного гравера Д.Уокера. Аткинсон  награвировал в технике  мягкого лака и акватинты 100 листов, составивших три тома, а Уокер снабдил их описаниями. В результате получилась иллюстрированная энциклопедия обыденной жизни России конца XVIII века, затрагивающая множество тем, включая средства передвижения по земле, реке и морю, удивительные для англичан обычаи вроде русской бани, городские и сельские сцены, игры и развлечения, церковные обряды и множество колоритных «типажей» (будочник, калачник, огородник). Первое издание – а на выставке представлены листы именно из него – имело тщательно и со вкусом выполненную раскраску акварелью. Успех, выпавший на долю «Живописного представления», спустя 20 лет побудил автора повторить тираж, однако качество печати и раскраска гравюр второго издания намного уступают первому.

Однако альбом Аткинсона был не первым в списке английских изданий, посвященных России. На выставке представлены редкие листы из книги Бэнкеса «Новая система географии», вышедшей в Лондоне еще в 1775 г., когда о России и народах, ее населяющих, в Англии знали еще очень мало, а также иллюстрации из книги Р. Джонстона  «Путешествия по части Российской империи и Польским землям» 1815 г. Джонстон посетил Россию вскоре после наполеоновского нашествия, и в гравюрах, сделанных на основе его дорожных зарисовок, чувствуется меланхолия, охватившая свидетеля разрушений, нанесенных войной.

Приверженцы традиций, англичане дольше всех продержались в своем пристрастии к сложной в исполнении и трудоемкой гравюре, однако и они вынуждены были уступить натиску более простой и дешевой литографии, а затем и разнообразных многотиражных техник, основанных на применении фотоспособов. Золотой век английской гравюры закончился к началу второй четверти XIX века, однако исполненные изящества листы английских мастеров не утратили своей ценности до сих пор, и слова «английская цветная гравюра» неизменно вызывают у знатоков образ изысканного по технике, высочайшего по качеству исполнения и самобытного, может быть, самого английского из всех других,  вида искусства. 

 
 
       
© 2011-2017 Музеи России Разработка сайта : kproject.su